ДИВЕРСИФІКАЦІЯ ДІЯЛЬНОСТІ ЯК НАПРЯМ РОЗВИТКУ ТА ПОСИЛЕННЯ КОНКУРЕНТНИХ ПЕРЕВАГ ТОРГОВЕЛЬНОГО ПІДПРИЄМСТВА

Морщенок Т.С.
кандидат економічних наук, доцент,
Запорізька державна інженерна академія
Острик А.Ю.
студентка
Запорізької державної інженерної академії

У статті проаналізовано основні показники роздрібної торгівлі в Україні та Запорізькій області, встановлено, що останніми роками відбувається зниження обсягу роздрібного товарообороту та зменшення кількості об’єктів роздрібної торгівлі. Зазначено, що розвиток роздрібної торгівлі є складним і динамічним процесом, який відбувається під впливом низки факторів: економічних, політичних, соціальних. Одним із шляхів забезпечення конкурентних переваг торговельного підприємства є диверсифікація його діяльності. Розглянуто економічна сутність поняття «диверсифікація» та запропоновано визначення диверсифікації діяльності торговельного підприємства. Встановлено її позитивна роль у забезпеченні розвитку та конкурентоспроможності суб’єктів підприємницької діяльності в сфері торгівлі. Визначено основні напрями диверсифікації діяльності підприємницьких торговельних структур. Розглянуто мотиви, які обумовлюють прийняття управлінського рішення щодо диверсифікації діяльності торговельного підприємства. Розглянуто основні стратегії диверсифікації та визначено критерії вибору та застосування стратегії диверсифікації. Зазначено, що диверсифікація діяльності, з одного боку, веде до зниження ризиків, посилює конкурентні переваги та забезпечує розвиток торговельного підприємства, а з іншого, – реалізація диверсифікації несе у собі нові потенційні ризики, які можуть вплинути на загальну економічну ефективність торговельного підприємства.
Ключові слова: диверсифікація, торговельне підприємство, стратегія, конкурентні переваги, розвиток, торгівля, мотив, ризик.

Морщенок Т.С., Острик А.Ю. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ И УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье проанализированы основные показатели розничной торговли в Украине и Запорожской области, установлено, что в последние годы происходит снижение объема розничного товарооборота и уменьшение количества объектов розничной торговли. Отмечено, что развитие розничной торговли является сложным и динамическим процессом, который происходит под влиянием ряда факторов: экономических, политических, социальных. Одним из путей обеспечения конкурентных преимуществ торгового предприятия является диверсификация его деятельности. Рассмотрены экономическая сущность понятия «диверсификация» и предложено определение диверсификации деятельности торгового предприятия. Установлена ее положительная роль в обеспечении развития и конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговли. Определены основные направления диверсификации деятельности предпринимательских торговых структур. Рассмотрены мотивы, обуславливающие принятия управленческого решения относительно диверсификации деятельности торгового предприятия. Рассмотрены основные стратегии диверсификации и определены критерии выбора и применения стратегии диверсификации. Отмечено, что диверсификация деятельности, с одной стороны, ведет к снижению рисков, усиливает конкурентные преимущества и обеспечивает развитие торгового предприятия, а с другой, – реализация диверсификации несет в себе новые потенциальные риски, которые могут повлиять на общую экономическую эффективность торгового предприятия.
Ключевые слова: диверсификация, торговое предприятие, стратегия, конкурентные преимущества, развитие, торговля, мотив, риск.

Morschenok T.S., Ostrik A.Yu. DIVERSIFICATION AS A DIRECTION OF DEVELOPMENT AND STRENGTHENING COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE TRADING COMPANIES
In the article the main indicators of retail trade in Ukraine and Zaporozhye region analyzed, it was found that in recent years, the decline in retail sales and a decrease in the number of retail sites occurs. It was noted that the development of the retail trade is a complex and dynamic process that is influenced by a number of factors: economic, political, social. Diversification of activities is one of the ways of ensuring competitive advantages of commercial enterprise. The economic essence of the concept of "diversification" and considered the definition of diversification offered to commercial enterprises. The positive role of diversification in ensuring development and competitiveness of the business entities in the area of trade is established. The main directions of diversification of business trading patterns identified. The motives that determine the adoption of administrative decisions on the diversification of trade enterprise are considered. The main strategy of diversification considered and the selection criteria and application diversification strategy defined. It is noted that the diversification of activities on the one hand, leads to the reduction of risks, enhances competitive advantage and ensures the development of commercial enterprises, and on the other, – the implementation of diversification carries a new potential risks that may affect the overall economic efficiency of commercial enterprises.
Keywords: diversification, trade company, strategy, competitive advantages, development, trade, motive, risk.

Завантажити статтю (pdf)